7 лучших современных экранизаций Шекспира
460 лет назад (23 апреля 1564 года) родился классик английской литературы Уильям Шекспир. За свою жизнь драматург написал 38 пьес и 154 сонеты — его работы вдохновили огромный пласт писателей и в целом повлияли на всю мировую культуру. При этом Шекспир актуален и сегодня — по его произведениям продолжают снимать фильмы и сериалы, от которых не оторваться. Собрали 7 лучших современных экранизаций (в конце бонус — спин-офф «Гамлета» с Гари Олдманом и Тимом Ротом).
«Много шума из ничего» (1993), реж. Кеннет Брана
Влюбленные Геро и Клаудио собираются пожениться через неделю. Заодно они решают помочь своим друзьям — убежденному холостяку Бенедикту и язвительной Беатриче — быть вместе, потому что они якобы подходят друг другу, хоть и постоянно ругаются. Вместе с этим коварный дон Хуан обвиняет Геру в неверности своему жениху и хочет расстроить их свадьбу.
Одноименная пьеса стала одним из самых легких и веселых произведений Шекспира. Экранизация получилась под стать — фильм игриво и ненавязчиво погружает зрителей в атмосферу интриг и коварства в итальянском городке. Режиссер Кеннет Брана («Тор», «Золушка») не пытался сделать из картины концептуальное высказывание, а почтительно пересказал английского классика. В фильме снялись Киану Ривз, Кейт Бекинсейл и Майкл Китон. Картину номинировали на главный приз Каннского кинофестиваля.
«Ромео + Джульетта» (1996), реж. Баз Лурман
Сюжет пьесы знаком практически всем: два семейства — Монтекки и Капулетти — враждуют уже много лет. Однако их дети влюбляются: Ромео и Джульетта случайно встречаются на вечеринке и понимают, что не могут жить друг без друга. Но не забывайте, что это романтическая, но отнюдь не веселая история.
Режиссер Баз Лурман («Мулен Руж», «Великий Гетсби») решил осовременить классику и перенес героев в конец XX века. Теперь Монтекки и Капулетти — это не титулованные дворяне, а главы конкурирующих бизнес-империй, которые ведут борьбу, в том числе, в уличных перестрелках. Фильм с Леонардо ДиКаприо и Клэр Дэйнс получил премию Берлинского кинофестиваля, был номинирован на «Оскар» и стал чуть ли не самой известной экранизацией «Ромео и Джульетты».
«10 причин моей ненависти» (1999), реж. Джил Джангер
Две сестры — полные противоположности. Бьянка любит все девчачье, пользуется популярностью у парней и мечтает о свиданиях и отношениях. Кэт, наоборот, носит «мальчишечью» одежду, грубо выражается и презирает мужчин. Их отец против того, чтобы дочери встречались с парнями до совершеннолетия, поэтому поставил Бьянке условие: он отпустит дочку на свидание, если Кэт тоже найдет себе кавалера. По мнению отца, такая задача заведомо невыполнима, потому что Кэт не будет общаться с мальчиками.
В основу фильма легла пьеса «Укрощение строптивой», но действие осовременили и перенесли в конец 90-х прошлого века. В ленте сыграли Хит Леджер, Джулия Стайлз и Джозеф Гордон-Левитт. На фоне других молодежных романтических комедий картина Джила Джангера («Красотки в Кливленде») не была наполнена клише и выделялась благодаря сильной героине. Кэт стала иконой феминизма — она читала «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат, ходила на рокерские тусовки и открыто высказывала свою политическую позицию.
«Венецианский купец» (2004), реж. Майкл Рэдфорд
Действие разворачивается в Венеции. Местный купец Антонио вложил все свои деньги в корабли и товары, но все равно хочет помочь своему другу Бассанио, который собирается свататься к богатой наследнице. Антонио решает дать ему денег, предварительно заняв их у ростовщика-еврея Шейлока. Тот взамен просрочки требует не проценты, а кусок тела Антонио.
Фильм Майкла Рэдфорда («На десять минут старше: Виолончель», «Без изъяна») не отступает от оригинала и практически дословно цитирует пьесу Шекспира. Конечно, знатокам английского классика такая экранизация может показаться скучной, но если вам не хочется читать книгу, но интересно ознакомиться с сюжетом, то это отличный вариант. К тому же одну из главных ролей в фильме сыграл Аль Пачино, блестяще справившись со своей задачей.
«Кориолан» (2011), реж. Рэйф Файнс
Действие картины происходит в неком городе, который называют Римом. Полководец Кай Марций Кориолан успешно защищал его от набегов варваров, но за время войн Рим обнищал, и на его улицах вспыхнули голодные бунты. Бывшего героя Кориолана изгоняют, тогда он решает присоединиться к своему врагу из варварских племен и уже вместе пойти на Рим.
Фильм стал режиссерским дебютом для актера Рэйфа Файнса («Список Шиндлера», «Отель “Гранд Будапешт”», «Гарри Поттер»). Действие шекспировской пьесы Файнс перенес в наши дни, одел героев в камуфляж, в руки дал автоматы и отправил на Балканы — антураж фильма полностью отсылает к югославскому конфликту. В итоге у режиссера получился социополитический триллер со злободневными отсылками к медиа и СМИ, транслирующим ужасы войны в прямом эфире. В кино снялся сам Рэйф Файнс, а также Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв и Джессика Честейн.
«Макбет» (2015), реж. Джастин Курзель
XI век, Шотландия. Лорд Макбет встречает трех прорицательниц, которые предсказывают, что он станет королем. Об этом Макбет рассказывает своей жене, та обращается к темным силам за помощью, а после уговаривает мужа исполнить пророчество и убить короля.
«Макбет» — одна из самых известных и мрачных пьес Шекспира, поэтому у Джастина Курзеля («Подлинная история банды Келли») была сложная задача. Чтобы передать мистический дух, он решил экранизировать пьесу близко к тексту и использовать антураж XI века, но добавив игру с цветом. В фильме много сцен, где цветокоррекция играет большую роль: например, когда начинается пожар, то экран постепенно заполняет красный цвет, вселяющий тревогу и пугающий своей экспрессивностью. В картине главные роли исполнили Майкл Фассбендер и Марион Котийяр.
«Гамлет» (2018), реж. Роберт Айк, Родри Хью, Илинка Радулиан
Принц датский Гамлет возвращается домой и обнаруживает, что его отец мертв, а мать повторно вышла замуж за убийцу — дядю и родного брата короля. К Гамлету является призрак мертвого отца, который завещает сыну месть. Вместе с этим в стране назревает война.
Это не фильм, а запись постановки в лондонском театре «Алмейда» с прекрасным Эндрю Скоттом («Шерлок», «Дрянь», «Рипли»). Его Гамлета критики назвали мечущимся и противоестественно притягательным психопатом, который заставил по-новому взглянуть на классического персонажа.
Бонус: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990), реж. Том Стоппард
Фильм снят по одноименной пьесе Тома Стоппарда и рассказывает о второстепенных героях «Гамлета». Розенкранц и Гильденстерн едут в один из датских городов, а по дороге ведут философские беседы о пути и судьбе. Розенкранц находит монетку и периодически подбрасывает ее — удивительно, но на ней всегда выпадает орел. Тогда герои начинают понимать, что с их реальностью что-то не так.
Кино стало остроумным постмодернистским высказыванием с запутанными слоями иронии и действительности. Например, в какой-то момент персонажи Тима Рота и Гари Олдмана смотрят шекспировскую трагедию в театре.