кино

7 лучших современных экранизаций Шекспира

В подборке фильмы с ДиКаприо, Киану Ривзом и Аль Пачино
Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»
Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»

460 лет назад (23 апреля 1564 года) родился классик английской литературы Уильям Шекспир. За свою жизнь драматург написал 38 пьес и 154 сонеты — его работы вдохновили огромный пласт писателей и в целом повлияли на всю мировую культуру. При этом Шекспир актуален и сегодня — по его произведениям продолжают снимать фильмы и сериалы, от которых не оторваться. Собрали 7 лучших современных экранизаций (в конце бонус — спин-офф «Гамлета» с Гари Олдманом и Тимом Ротом).

«Много шума из ничего» (1993), реж. Кеннет Брана

Влюбленные Геро и Клаудио собираются пожениться через неделю. Заодно они решают помочь своим друзьям — убежденному холостяку Бенедикту и язвительной Беатриче — быть вместе, потому что они якобы подходят друг другу, хоть и постоянно ругаются. Вместе с этим коварный дон Хуан обвиняет Геру в неверности своему жениху и хочет расстроить их свадьбу.

Одноименная пьеса стала одним из самых легких и веселых произведений Шекспира. Экранизация получилась под стать — фильм игриво и ненавязчиво погружает зрителей в атмосферу интриг и коварства в итальянском городке. Режиссер Кеннет Брана («Тор», «Золушка») не пытался сделать из картины концептуальное высказывание, а почтительно пересказал английского классика. В фильме снялись Киану Ривз, Кейт Бекинсейл и Майкл Китон. Картину номинировали на главный приз Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма «Много шума из ничего»
Кадр из фильма «Много шума из ничего»

«Ромео + Джульетта» (1996), реж. Баз Лурман

Сюжет пьесы знаком практически всем: два семейства — Монтекки и Капулетти — враждуют уже много лет. Однако их дети влюбляются: Ромео и Джульетта случайно встречаются на вечеринке и понимают, что не могут жить друг без друга. Но не забывайте, что это романтическая, но отнюдь не веселая история.

Режиссер Баз Лурман («Мулен Руж», «Великий Гетсби») решил осовременить классику и перенес героев в конец XX века. Теперь Монтекки и Капулетти — это не титулованные дворяне, а главы конкурирующих бизнес-империй, которые ведут борьбу, в том числе, в уличных перестрелках. Фильм с Леонардо ДиКаприо и Клэр Дэйнс получил премию Берлинского кинофестиваля, был номинирован на «Оскар» и стал чуть ли не самой известной экранизацией «Ромео и Джульетты».

Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»
Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»

«10 причин моей ненависти» (1999), реж. Джил Джангер

Две сестры — полные противоположности. Бьянка любит все девчачье, пользуется популярностью у парней и мечтает о свиданиях и отношениях. Кэт, наоборот, носит «мальчишечью» одежду, грубо выражается и презирает мужчин. Их отец против того, чтобы дочери встречались с парнями до совершеннолетия, поэтому поставил Бьянке условие: он отпустит дочку на свидание, если Кэт тоже найдет себе кавалера. По мнению отца, такая задача заведомо невыполнима, потому что Кэт не будет общаться с мальчиками.

В основу фильма легла пьеса «Укрощение строптивой», но действие осовременили и перенесли в конец 90-х прошлого века. В ленте сыграли Хит Леджер, Джулия Стайлз и Джозеф Гордон-Левитт. На фоне других молодежных романтических комедий картина Джила Джангера («Красотки в Кливленде») не была наполнена клише и выделялась благодаря сильной героине. Кэт стала иконой феминизма — она читала «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат, ходила на рокерские тусовки и открыто высказывала свою политическую позицию.

«10 причин моей ненависти»
«10 причин моей ненависти»

«Венецианский купец» (2004), реж. Майкл Рэдфорд

Действие разворачивается в Венеции. Местный купец Антонио вложил все свои деньги в корабли и товары, но все равно хочет помочь своему другу Бассанио, который собирается свататься к богатой наследнице. Антонио решает дать ему денег, предварительно заняв их у ростовщика-еврея Шейлока. Тот взамен просрочки требует не проценты, а кусок тела Антонио.

Фильм Майкла Рэдфорда («На десять минут старше: Виолончель», «Без изъяна») не отступает от оригинала и практически дословно цитирует пьесу Шекспира. Конечно, знатокам английского классика такая экранизация может показаться скучной, но если вам не хочется читать книгу, но интересно ознакомиться с сюжетом, то это отличный вариант. К тому же одну из главных ролей в фильме сыграл Аль Пачино, блестяще справившись со своей задачей.

Кадр из фильма «Венецианский купец»
Кадр из фильма «Венецианский купец»

«Кориолан» (2011), реж. Рэйф Файнс

Действие картины происходит в неком городе, который называют Римом. Полководец Кай Марций Кориолан успешно защищал его от набегов варваров, но за время войн Рим обнищал, и на его улицах вспыхнули голодные бунты. Бывшего героя Кориолана изгоняют, тогда он решает присоединиться к своему врагу из варварских племен и уже вместе пойти на Рим.

Фильм стал режиссерским дебютом для актера Рэйфа Файнса («Список Шиндлера», «Отель “Гранд Будапешт”», «Гарри Поттер»). Действие шекспировской пьесы Файнс перенес в наши дни, одел героев в камуфляж, в руки дал автоматы и отправил на Балканы — антураж фильма полностью отсылает к югославскому конфликту. В итоге у режиссера получился социополитический триллер со злободневными отсылками к медиа и СМИ, транслирующим ужасы войны в прямом эфире. В кино снялся сам Рэйф Файнс, а также Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв и Джессика Честейн.

Кадр из фильма «Кориолан»
Кадр из фильма «Кориолан»

«Макбет» (2015), реж. Джастин Курзель

XI век, Шотландия. Лорд Макбет встречает трех прорицательниц, которые предсказывают, что он станет королем. Об этом Макбет рассказывает своей жене, та обращается к темным силам за помощью, а после уговаривает мужа исполнить пророчество и убить короля.

«Макбет» — одна из самых известных и мрачных пьес Шекспира, поэтому у Джастина Курзеля («Подлинная история банды Келли») была сложная задача. Чтобы передать мистический дух, он решил экранизировать пьесу близко к тексту и использовать антураж XI века, но добавив игру с цветом. В фильме много сцен, где цветокоррекция играет большую роль: например, когда начинается пожар, то экран постепенно заполняет красный цвет, вселяющий тревогу и пугающий своей экспрессивностью. В картине главные роли исполнили Майкл Фассбендер и Марион Котийяр.

Кадр из фильма «Макбет»
Кадр из фильма «Макбет»

«Гамлет» (2018), реж. Роберт Айк, Родри Хью, Илинка Радулиан

Принц датский Гамлет возвращается домой и обнаруживает, что его отец мертв, а мать повторно вышла замуж за убийцу — дядю и родного брата короля. К Гамлету является призрак мертвого отца, который завещает сыну месть. Вместе с этим в стране назревает война.

Это не фильм, а запись постановки в лондонском театре «Алмейда» с прекрасным Эндрю Скоттом («Шерлок», «Дрянь», «Рипли»). Его Гамлета критики назвали мечущимся и противоестественно притягательным психопатом, который заставил по-новому взглянуть на классического персонажа.

Кадр из фильма «Гамлет»
Кадр из фильма «Гамлет»

Бонус: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990), реж. Том Стоппард

Фильм снят по одноименной пьесе Тома Стоппарда и рассказывает о второстепенных героях «Гамлета». Розенкранц и Гильденстерн едут в один из датских городов, а по дороге ведут философские беседы о пути и судьбе. Розенкранц находит монетку и периодически подбрасывает ее — удивительно, но на ней всегда выпадает орел. Тогда герои начинают понимать, что с их реальностью что-то не так.

Кино стало остроумным постмодернистским высказыванием с запутанными слоями иронии и действительности. Например, в какой-то момент персонажи Тима Рота и Гари Олдмана смотрят шекспировскую трагедию в театре.

Кадр из фильма «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
Кадр из фильма «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
Мария Измайлова