Егор Алеев/ТАСС
Егор Алеев/ТАСС
происшествия

«Под воду уходят кладбища и свалки»: что ждет Оренбуржье после наводнения

Эксперты отмечают, что происходящее — экологическая катастрофа для региона, а ее последствия можно будет оценить только после ухода большой воды

Весенний паводок 2024 года в Оренбургской области стал мощнейшим в истории региона. Местные жители бросают свои дома и эвакуируются в соседние области, а власти все еще продолжают бороться со стихией, ожидая пика паводка 12 апреля. В чем причина наводнения и какие последствия ждут экологию Оренбуржья? Разбираемся вместе с учеными.

Почему прорвало дамбу в Орске?

Большое половодье в области началось с прорыва дамбы в Орске. Ее ввели в эксплуатацию десять лет назад — в 2014 году. Как уверял бывший мэр Орска Виктор Франц, она «должна была защищать город с двух сторон и навсегда решить проблему угрозы подтопления во время паводков».

После наводнения сооружение резко раскритиковал глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин. Особенно чиновника смутила конечная стоимость объекта — почти 1 млрд руб. «Дамба миллиард рублей не стоит, 10 километров. Она терпела нагрузку где-то 5,5 метров воды, по факту у нас 10 пришло. С огромной скоростью огромная масса воды надавила не на дамбу, а на земляной вал», — указал он.

Однако региональные власти до сих пор уверены, что всему виной стал «катастрофически большой» объем сброса воды с дамбы, но никак не само сооружение. «Я уже неоднократно говорил, что не надо искать “ведьм” в этой дамбе. Объем притока в водохранилище пришел не за два месяца паводка, а за четыре дня. Объем сброса с него в сторону Орска вырос за сутки с 90 кубов до почти 2,7 тыс. кубов», — сказал губернатор Денис Паслер.

Вид сверху на прорыв Дамбы в Орске. Фото: Егор Алеев/ТАСС
Вид сверху на прорыв Дамбы в Орске. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Перед наступлением паводка в 2024 году орская мэрия возложила большие надежды на возведенную дамбу, отметил гидролог Михаил Болгов. В беседе с «Постньюс» эксперт указал, что город стоит на левобережье Урала — на месте, где река изгибается, что очень мешает быстрому сходу воды.

Михаил Болгов, гидролог

Перед возведением сооружений инженерной защиты, к которым относится снесенная потоками воды насыпная дамба, проектировщики собирают все данные о водном объекте для установления протяженности, высоты и устойчивости дамбы.

Я не нашел информации о проекте этого сооружения. Допускаю, что ошибку в строительстве дамбы в Орске могли совершить еще на этапе проектировки. Поэтому власти города до последнего уверяли жителей, что вода не пройдет.

一 Михаил Болгов, гидролог

Неготовность дамбы к половодью также отметил эколог, член экспертного совета Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Максим Токарев. В разговоре с «Постньюс» специалист счел, что произошедшее могли предсказать эксперты, а властям стоило готовить отдельные водоотведения или водохранилища, но ни того, ни другого не было сделано.

Максим Токарев, эколог

Вся история с дамбой показывает, что проблемы есть в самой системе госзакупок, начиная с этапа розыгрыша тендера. По-хорошему, подрядчик должен был соорудить не земляную, а бетонную дамбу, потому что подобные сооружения строятся не на 5-10 лет, а на сотни.

Также ежегодно нужно проводить их профилактику. Средства на все эти процедуры точно выделяются из федеральной казны, но очевидно, что на одном из этапов был проявлен большой непрофессионализм.

一 Максим Токарев, эколог

Токарев выразил надежду, что произошедшее станет триггером для перемен: эксперты будут тщательнее проверять объекты, к их возведению начнут привлекать ученых, а информация о важных сооружениях и возможных рисках станет прозрачнее для населения. «Учитывая глобальное потепление и таяние ледников, нужно также укреплять северные города или производить переселение граждан, потому что в первую очередь нужно думать о безопасности людей», — отметил он.

Могли ли климат и рельеф стать причинами паводка в Оренбуржье?

Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества, предположил в комментарии «Постньюс», что основная причина паводка в Оренбургской области кроется как раз в климатических условиях. По его словам, половодью предшествовало сильное промерзание почвы, большое количество снежных осадков и резкое снеготаяние.

Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества

Конечно, нужно управлять этими рисками, мониторить ситуацию, а также работать плотнее с Росгидрометом по прогнозам. Все эти факторы вкупе дали такой результат.

一 Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества

Схожего мнения придерживается старший преподаватель кафедры геологии, гидрометеорологии и геоэкологии Института природы и человека Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ) Рита Камалова. Эксперт подчеркнула, что климат Оренбуржья, где сейчас наблюдаются «катастрофические уровни воды» в реках, континентальный, поэтому основная доля речного стока приходится на весеннее половодье.

Рита Камалова, климатолог

В этом году аномально теплая погода в конце марта и в начале апреля наблюдалась из-за выноса очень теплого воздуха с территории Казахстана. Это повлекло быстрое и резкое таяние снежного покрова, а так как почва еще находилась в мерзлом состоянии, талая вода не успевала просачиваться в почвогрунты и устремилась в реки.

Такую аномалию по погодным условиям никто не ожидал. В том же башкирском Предуралье эта ситуация сопровождалась длительными и сильными туманами, которые формировались при интенсивном испарении со снега.

一 Рита Камалова, климатолог

Токарев подчеркнул, что в этом году в России выпало большое количество осадков, в том числе в Оренбургской области.

«Сам регион особенный, потому что там не так много растительности, а территория скорее степная (из-за близости к Казахстану). На ситуации также сказалось глобальное потепление: по разным причинам вечная мерзлота начинает превращаться в многолетнюю. Земля не успела прогреться, она была замерзшей, и на возвышенностях нет деревьев, какого-то озеленения, так что вся растаявшая вода потекла вниз в водоем, в ближайшую реку Урал», — сказал он.

Микрорайон Старый город в Орске после затопления. Фото: Егор Алеев/ТАСС
Микрорайон Старый город в Орске после затопления. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Какие последствия ждут экологию Оренбургской области?

Происходящее в регионе — уже большая экологическая катастрофа, с которой Оренбуржье столкнулось впервые, отметил Токарев. Вода смыла сельскохозяйственные угодья, верхний плодородный слой почвы, фермы со скотом, а также санитарные территории (открытые туалеты, кладбища): все это приведет к большому загрязнению пестицидами и гербицидами.

«В регионе более сотни ООПТ, созданных для сохранения определенных видов растений или редких животных, которые тоже пострадали. Разлитая вода уже начала стоять, в ней появляются разные инфекции, уничтожается почвенный покров, а питательная база у животных и растений исчезает», — указал эколог.

Из-за наводнения в регионе будет затруднено питьевое водоснабжение, уверена Камалова. «Вода выходит из русла (из берегов), а значит, происходит затопление территорий различного назначения. Так, затапливаются кладбища, мусорные полигоны и несанкционированные свалки, в воду попадают опасные примеси и вещества, которые неблагоприятно влияют на качество воды», — пояснила специалист.

Жители Орска в пункте временного размещения. Фото: Егор Алеев/ТАСС
Жители Орска в пункте временного размещения. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Чтобы минимизировать все риски, властям необходимо переселить всех граждан из затопленных районов в безопасные места, дождаться схода всей воды и провести очистные работы. «Последнее нужно выполнить при помощи современных биопрепаратов, чтобы оздоровить почву, насытить ее правильными питательными веществами. Кроме того, необходимо восстановить все водные объекты, поскольку без чистой пресной воды люди не смогут прожить в регионе», — указал Токарев.

Исмаилов добавил, что все экологические последствия наводнения в Оренбуржье будет возможно оценить в полной мере лишь после ухода большой воды. Пока эксперт утверждает, что кроме негативных факторов половодье может способствовать также позитивным сценариям.

«Большое наводнение, если рассмотреть его в части влияния на природу, после долгого засушливого периода наполняет высохшие озера в регионе. Так, в биологическом заказнике областного значения “Светлинский” впервые с 90-х годов наполнились озера Шалкаро-Жетыкольского района, что положительно влияет на биоразнообразие ООПТ», — резюмировал эксперт.

Эльнара Синютина