экономика

«Тинькофф» хочет объединиться с Росбанком. Зачем и что будет с клиентами?

Разбираемся вместе с финансовым экспертом, стоит ли переживать клиентам и инвесторам
Артем Геодакян/ТАСС
Артем Геодакян/ТАСС

Банк «Тинькофф», один из самых технологичных и популярных среди российских пользователей, объявил о планах по слиянию с Росбанком. Решение о создании единой группы может быть принято уже в ближайшие дни. Вместе с экспертом финансового рынка разбираемся, зачем нужно это слияние и чего ждать клиентам.

Слияние «Тинькофф банка» и Росбанка? О чем речь?

О планах по объединению двух банков стало известно 14 марта. Причем сообщили об этом не инсайдеры или «неназванные источники», а сами представители «Тинькофф». Пресс-служба компании опубликовала финансовые результаты за прошлый год, где, помимо стандартной отчетности, было сказано, что совет директоров «ТКС Холдинг» (акционер «Тинькофф») собирается предложить Росбанку рассмотреть возможность интеграции.

В релизе отмечалось: такое предложение возникло, потому что оба банка работают по взаимодополняемым моделям и слияние в единую группу позволит ощутимо усилить позиции обеих компаний на рынке. Также представители «Тинькофф банка» предполагают, что интеграция позволит им войти в пятерку крупнейших игроков банковского сектора сразу по нескольких параметрам.

При этом эксперт финансового рынка Андрей Бархота назвал планы войти в топ-5 благодаря слиянию двух банков утопией. По его подсчетам, финансовое положение будущей группы позволит ей рассчитывать лишь приблизительно на восьмую строчку. А для того, чтобы войти в пятерку, новому альянсу «придется "съесть" еще один крупный банк уровня Совкомбанка, что просто невозможно».

Между тем Владимир Потанин, главный акционер «Тинькофф» и Росбанка, назвал потенциальное объединение перспективным и заявил, что слияние позволит создать универсальную банковскую группу, которая обеспечит клиентам обеих компаний доступ к уникальному набору финансовых услуг.

Для чего банки хотят объединить в одну группу?

Эксперт финансового рынка Андрей Бархота в разговоре с «Постньюс» подтвердил мысль, что слияние банков нужно в первую очередь, чтобы расширить ассортимент услуг для клиентов обоих банков. Например, пояснил он, клиенты банка «Тинькофф» получат возможность взять ипотеку или автокредит в Росбанке на эксклюзивных условиях. Клиенты Росбанка же, в свою очередь, получат возможность оформить кредитку «Тинькофф».

Помимо этого, среди предпосылок интеграции он назвал и возможность для оптимизации бизнес-процессов. Так, даже если два бренда сохранятся и оба банка будут работать каждый под своей лицензией, при объединении у компаний будет возможность сократить штат сотрудников, объединив часть отделов компаний. По предположению финансового эксперта, при оптимизации можно будет сократить порядка 15-20% операционных расходов.

Также Бархота предположил, что решение об интеграции приняли именно сейчас, поскольку прогноз банковского рынка предвещает падение потребительского кредитования и рост корпоративного. Разница, как ожидается, будет почти двукратной в пользу последнего. Поскольку у «Тинькофф банка» подобных программ нет, он может столкнуться с определенными трудностями, особенно учитывая ужесточение требований к заемщиками со стороны Центробанка, считает эксперт.

Бархота добавил, что при слиянии банков в одну группу они смогут «подставить плечо помощи» друг другу: даже если темпы розничного кредитования у «Тинькофф» замедлятся, при интеграции с Росбанком это будет проще нивелировать в итоговой отчетности. Благодаря этому критики избежит и главный акционер — Владимир Потанин, — и сами банки сохранят рейтинг доверия среди клиентов.

Что поменяется для клиентов «Тинькофф» и Росбанка после слияния?

Финансовый эксперт Андрей Бархота полагает, что глобально клиенты обоих банков не заметят кардинальных изменений. По его словам, «Тинькофф» сохранит свою автономность и самобытность, а сам процесс интеграции, по его мнению, будет напоминать «микрохирургическую операцию, которая должна проходить максимально аккуратно». Так как любая унификация, поясняет Бархота, — будь то объединение продуктов или изменение ставок по вкладам в сторону снижения, — приведет к массовому оттоку клиентов.

Как считает эксперт, поначалу клиенты, скорее всего, будут видеть предложения от одного банка в приложении другого. Или же получать кросс-рассылку со специальными предложениями: например, взять кредит наличными с увеличенным лимитом и выгодными условиями или же воспользоваться страховкой с персональными бонусами. Одним словом, подытожил Бархота, продажи будут максимально ненавязчивыми, чтобы не вызвать негатив у клиентов и чтобы для них после интеграции использование обоих банков стало только лучше.

Эксперт подчеркнул, что, хотя некоторые скептики и говорят о грядущем снижении ставок по вкладам, шансы, что это действительно случится, близятся к нулю. По словам Бархоты, акционеры прекрасно понимают, что если клиентам одного банка снизить ставки до уровня второго банка, это буквально может привести к «быстрой гибели всей империи». Поэтому весь процесс интеграции будет максимально деликатным и главной его целью будет взаимопомощь банков друг другу в увеличении продаж продуктов, считает эксперт.

Если ничего не поменяется, зачем банку «Тинькофф» нужен Росбанк?

Андрей Бархота объясняет, что хотя акционеры и сам Потанин считают «Тинькофф» в этой паре условным «старшим братом» (за счет того, что он генерирует бо́льшую выручку), с точки зрения банковской логики все обстоит ровно наоборот. «Старшим» выступает как раз Росбанк — так как у него универсальная бизнес-модель, захватывающая все сегменты.

Росбанк — это такой гастроном, где есть полный ассортимент колбас, а у «Тинькофф» только два сорта ветчины, но самой лучшей на рынке. Поэтому очевидно, что если в этот гастроном со всеми колбасами добавить еще эту ветчину, будет полный продукт, который подойдет наибольшему числу покупателей.

Андрей Бархота, эксперт финансового рынка

Интеграция двух банков больше необходима акционерам и Владимиру Потанину с точки зрения оптимизации бизнеса и расходов на него, заключает Бархота. Поскольку «Тинькофф» более технологичный и продвинутый, нежели Росбанк, скорее всего, его IT-специалистов будут подключать к работе над новыми продуктами, а штат сотрудников с аналогичными задачами в Росбанке будут сокращать, и по такой схеме пересмотрят все отделы.

Но глобально клиенты обоих банков не должны почувствовать никаких изменений в худшую сторону ни в качестве продуктов, ни в уровне сервиса. А клиентский путь должен как минимум остаться на прежнем уровне, а как максимум — улучшиться.

Анастасия Мельник