Мария Куранова/«Постньюс»
Мария Куранова/«Постньюс»
религия

«Отношусь ко всем с любовью, как учил Христос»: православные блогеры о популярности и хейте

Разбираемся, как создается православный контент, а также где и зачем этому учат

Последние месяцы в соцсетях заметен тренд на религиозный контент — с помощью рекомендательных систем ролики под вирусную музыку попадаются даже тем, кто не причисляет себя к верующим. А недавно Русская православная церковь (РПЦ) запустила блогерский курс для священнослужителей, где их в том числе будут учить продвижению контента в интернете. Как церковь покоряет запрещенные (и не только) соцсети — в нашем материале.

Чему будут учить на курсе блогерства РПЦ?

В Синодальном миссионерском отделе РПЦ указали, что священников и миссионеров научат техническим аспектам ведения блога. Например, как правильно выставить свет для видео, качественно записать звук и смонтировать ролик. Также им расскажут о продвижении аккаунтов в соцсетях.

Однако в первую очередь курс будет ориентирован на то, чтобы его участники «не погрузились в нецерковную повестку» — то есть, чтобы точка зрения блогера-священника не расходилась с позицией РПЦ. «Он [блогер-миссионер] все-таки должен находиться в русле, скажем так, церковной позиции по тому или иному вопросу. Особенно если это вопросы, вызывающие большой резонанс в обществе», — объяснил «Ведомостям» председатель отдела, член Высшего церковного совета епископ Луховицкий Евфимий (Дмитрий Моисеев).

Участник первого потока курса, священник и популяризатор богословия Давид Бобров, поделился с «Постньюс», что на занятиях в том числе рассказывали, как грамотно доносить до аудитории свою позицию и как справляться с хейтом. «Нас готовили к тому, что критика — это нормально. Что любой человек, который выходит в публичное пространство, оказывается уязвимым. Но критики бояться не нужно», — отметил он.

Курс в скором времени может появиться в семинариях, православных университетах, академиях или на кафедрах теологии — например, Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). Однако, возможно, его будут преподавать на платной основе, чтобы оплатить труд преподавателей.

Зачем священникам блоги?

О необходимости церкви идти в ногу со временем и осваивать соцсети еще в 2017 году говорил Патриарх Кирилл. Тогда священнослужитель утверждал, что это самый эффективный способ работы с молодежью. По его мнению, с помощью современных технологий церковь должна стать для молодого поколения «другом, неравнодушным к их интересам». «За всеми технологиями должна стоять любовь, христианское отношение к людям», — заявлял он.

Примерно такую же позицию год спустя выразили и в Синодальном отделе по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ. Там утверждали, что всемирную сеть надо использовать, исполняя заповедь Христа: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». «В большей мере этот призыв адресован к современным преемникам апостолов — священнослужителям. В этой связи РПЦ, в лице своих иерархов и высших органов управления, неоднократно указывала на необходимость благовестия в сети», — заявили в отделе.

Действительно, многие священнослужители ведут блоги, чтобы проповедовать свою религию как можно большему количеству людей. Так, иерей Илья Савастьянов, на профиль которого в запрещенном Instagram подписаны почти 63 тыс. человек, в разговоре с «Постньюс» рассказал, что цель его блога — сделать священника доступнее и ближе к людям.

Илья Савастьянов, иерей

Я сам стеснялся в период воцерковления спросить многие вопросы вживую, написать в соцсетях мне было намного проще. Именно поэтому и начал развитие своего блога, стараясь давать ответы на важные вопросы и становясь более доступным широкой массе людей.

一 Илья Савастьянов, иерей

При этом он добавил, что научить кого-то блогерству очень сложно, если у человека нет способностей для этого занятия: «Блогерское дело я считаю творческой деятельностью, и не все будут способны ее развивать в себе. На своем опыте знаю, что некоторые вещи, понятные мне интуитивно, совершенно непонятны людям, которые стараются развивать блог».

Блогерская деятельность священников как-то контролируется?

С 2018 года для священников, желающих вести свой блог, существуют рекомендации, которые разработал Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В них говорится, что «каждый видеоблогер в священном сане самостоятельно творчески определяет способы и стиль подачи материала, согласуясь со своей христианской совестью». При этом им настоятельно не рекомендуют использовать ненормативную лексику, употреблять оскорбительные клички и принижать достоинство определенных групп людей. Также им советуют говорить с аудиторией «на одном языке», обсуждать актуальную новостную повестку и через нее доносить важные евангельские идеи.

При этом строгого контроля за контентом священников нет. По крайней мере, со слов Савастьянова. Он рассказал, что за пять лет ведения блога его ни разу не просили предварительно согласовывать публикации, однако два раза потребовали удалить «спорный материал».

А как церковь относится к трендам и мемам в православном контенте?

В рекомендациях для видеоблогеров-священников есть пункт, касающийся использования трендов и мемов в создании роликов. В нем сказано, что эти приемы могут стать «культурным мостом» между людьми и церковью. Однако при этом нужно следовать «нормам пастырской этики и эстетики».

Сами священники нередко снимают трендовый контент. Так, иерей Илья Савастьянов заявил, что старается «использовать тренды и давать им православное осмысление». Также он приветствует, когда подобные видео снимают люди не из числа священников и матушек: «Думаю, это замечательно, что молодежь не стесняется своей веры и пытается развивать такое бытовое миссионерство. Молюсь, чтобы их количество росло».

Соцсети Ильи Савастьянова

Однако он добавил, что такие блогеры иногда допускают «вероучительные ошибки», что, скорее, связано с недостатком знаний. «Думаю, они будут в дальнейшем развивать свое образование», — заключил он.

Тем не менее мнения даже среди священнослужителей на этот счет расходятся, отметил священник Давид Бобров. «Церковь — это сообщество очень разных людей, которые стремятся к Богу. И здесь можно встретить как тех, кто поддерживает эту тенденцию, так и тех, кто негативно к ней относится. Есть и те, кто воспринимает ее нейтрально, понимая, что каждому возрасту свойственны свои особенности в проявлении», — рассуждает Бобров.

Давид Бобров, священник

Важно то, что эти люди [снимающие трендовый православный контент] по-настоящему верят и таким образом стараются рассказать о своей вере, что однозначно хорошо.

一 Давид Бобров, священник

Как к трендовому православному контенту относится аудитория?

Реакция на такие публикации неоднозначная. Часто православные блогеры сталкиваются с непониманием со стороны неверующей аудитории. Их называют «наемными сммщиками РПЦ», особенно когда ролики набирают большое количество просмотров и залетают в рекомендации.

Тем не менее такие авторы не отрицают своей миссионерской цели. Так, блогер Анна Ососкова в разговоре с «Постньюс» рассказала, что через свой блог хочет «показать глубину православия как для людей верующих, так и тех, кто знает о Боге и Церкви только по стереотипам и мифам». При этом девушка старается не принимать близко к сердцу хейт и называет его «хорошим признаком»: «Как только под видео появляются осуждающие комментарии, видео выходит в более глобальные рекомендации. Разве не к этому стремится каждый блогер?»

Соцсети Анны Ососковой

Другая блогер — Анастасия Бянкина — поделилась, что юмористические посты помогают ей доносить до людей определенные вещи, касающиеся веры. «С помощью “несерьезных” роликов, можно говорить о серьезном», — заявила девушка. Также она добавила, что с хейтом и непониманием сталкиваются все, независимо от темы блога. «Я стараюсь относиться ко всем с любовью, как учил Христос. Иногда отвечаю [хейтерам], пытаюсь спокойно им донести [свою позицию] или объяснить. А иногда приходится банить», — заключала она.

Соцсети Анастасии Бянкиной
Алла Колисниченко