Jonathan Borba/Unsplash
Jonathan Borba/Unsplash
жизнь

Как организовать свадьбу? Универсальный гайд

Вместе с профессиональными организаторами делимся пошаговой инструкцией, как устроить праздник мечты

С приходом тепла в России начинается сезон свадеб, и перед каждой парой встает вопрос: доверить организацию торжества агентству или сделать все самому. Если вы выбрали второй вариант, наш текст — для вас. Рассказываем, как самостоятельно подготовиться к свадьбе и ничего не забыть.

Дисклеймер

Организация свадьбы — это трудоемкий процесс, который требует много времени и внимания. При самостоятельной подготовке вы можете сами продумать концепцию и детали, выбрать понравившихся подрядчиков и сэкономить деньги на агентстве. Но нужно учесть, что вам придется контролировать все этапы, разбираться в незнакомых сферах и в итоге все может пойти не по плану. Поэтому перед тем, как решить, организовывать свадьбу своими силами или делегировать это профессионалам, трижды подумайте и трезво оцените свои возможности.

Шаг 1: определитесь с бюджетом и форматом

Для начала стоит определиться с форматом мероприятия. Подумайте, сколько гостей вы хотите позвать: это будет камерный ужин для самых близких или шумная вечеринка на 300 человек? Существует несколько популярных свадебных форматов.

Классический банкет с большим количеством гостей (обычно от 40 человек). На такую свадьбу часто зовут всех родственников и друзей. Этот формат сопровождается обширной программой с конкурсами, чтобы растрясти сидящих за столом.

Камерный ужин проводится с небольшим количеством гостей (10-20 человек). Это более уютный и домашний формат мероприятия, нежели банкет. На классических свадьбах из-за большого количества гостей не всем уделяется достаточно внимания, в отличие от камерного формата. На такой ужин, как правило, приглашают только самых близких родственников и друзей.

Формат вечеринки или формат фуршета полностью исключает столы, за которыми сидят гости. Еда подается на фуршетных линиях или специальных станциях, где повара и бармены готовят все прямо при вас. Поскольку на такой свадьбе нет привязанности к определенному месту и столу, гости могут свободно ходить и общаться друг с другом.

Свадьба для двоих — формат, при котором жених с невестой после росписи проводят день друг с другом. Они могут забронировать столик в ресторане, отправиться в путешествие или, например, пойти в аквапарк — все зависит от желаний и воображения пары.

Когда вы определились со свадебным форматом, обсудили, что важно именно вам и как должно выглядеть торжество, стоит обозначить, сколько денег вы готовы потратить на мероприятие. Это необходимо обсудить вдвоем или коллегиально в случае, если вы гуляете не только на свои средства. После того, как была обозначена некая сумма, стоит распределить ее по пунктам и начать вести смету.

Для кого-то очень важен сытный, полноценный ужин, чтобы столы ломились от еды — тогда значительную часть бюджета стоит заложить на банкет. На некоторых свадьбах основной упор делается на шоу и конкурсы, чтобы гостям ни на секунду не было скучно — тогда средства лучше распределить в пользу развлекательной программы. Для кого-то очень важна красота и эстетика, соответственно, весомая часть расходов будет направлена на декор.

Руководитель свадебного агентства Алина Проничева рекомендует в среднем закладывать около 40% от общего бюджета на площадку и банкет, 20% — на декор, 15% — на программу и ведущего, 10% — на образы жениха и невесты, по 5% — на фото, видео, транспорт и техническое оснащение, а оставшиеся 5% приберечь на непредвиденные расходы.

Во время продумывания концепции свадьбы может оказаться, что формат не совсем подходит под ваш бюджет. Предположим, вы хотите накормить 100 персон креветками на корабле, а на свадьбу у вас всего 500 тыс. руб. и небольшая река в черте города. В этом случае придется искать компромисс.

Шаг 2: составьте список гостей

Вы решили, какую свадьбу хотите провести и сколько готовы на нее потратить. Значит, можно приступать к составлению списка гостей. По мнению основателя свадебного агентства Екатерины Дмитриевой, главное правило здесь — звать только тех, кого вы действительно хотите видеть.

Звать из любезности — это путь в никуда. И этим гостям будет скучно, и вам будет как-то неловко от того, что они присутствуют на свадьбе. Поэтому я, конечно, за то, чтобы звать гостей только по любви.

一 Екатерина Дмитриева, основатель свадебного агентства Duet Event

Гостей лучше приглашать заранее, особенно если они из других городов или стран — так у них будет возможность спланировать поездку и подобрать наряд под дресс-код. Если же вы пока не определились со временем и местом проведения мероприятия, можно разослать пригласительные с пометкой save the date, а ближе к торжеству уточнить подробности. Приглашения могут быть как бумажными, так и электронными.

Шаг 3: выберите дату и подайте заявление

Вы можете выбрать любую дату на ваш вкус, ограничивать вас будет только занятость конкретного ЗАГСа. Эксперты рекомендуют сразу же определиться с днем недели для росписи и празднования — это может помочь сэкономить и сориентировать гостей, особенно, если это не выходные.

Лайфхак от свадебных организаторов

При выборе дат росписи и свадебного торжества обратите внимание на будние дни — в них можно получить более выгодные предложения от подрядчиков и скидки. В мире ивента будними принято считать дни с понедельника по четверг, пятница — выходной и более дорогой день. Также самые выгодные предложения можно найти в несезон — с ноября по апрель.

При этом необязательно расписываться и праздновать свадьбу в один день. Возможно, вам будет удобнее развести два торжества по разным датам.

Шаг 4: выберите свадебную площадку

Здесь все будет зависеть от выбранного формата, бюджета и масштаба мероприятия. К примеру, на классический банкет нужно будет подобрать большую площадку, а огромный ресторан вряд ли подойдет для камерного семейного ужина. Свадебные эксперты при выборе места проведения мероприятия рекомендуют руководствоваться рядом правил.

Для начала ознакомьтесь с доступными в вашем городе площадками и составьте список фаворитов. Затем обязательно съездите на очный просмотр и познакомьтесь с менеджером площадки, поскольку фото на сайте и реальность могут отличаться. И не забывайте задавать уточняющие вопросы.

Уточняющие вопросы по площадке
  • Сколько стоит аренда?
  • Есть ли депозитная система?
  • Есть ли на площадке своя кухня или нужно завозить сторонний кейтеринг?
  • Сколько стоит меню на персону?
  • Можно ли принести свой алкоголь? Есть ли пробковый сбор?
  • Какая мебель есть на площадке? Входит ли она в стоимость аренды?
  • Какое оборудование доступно на площадке?
  • Какой есть текстиль и посуда?
  • Есть ли зоны парковки и разгрузки?
  • Есть ли холодильник?

Только после очного просмотра и разъяснения всех волнующих вас вопросов (цена, дата, вместимость, наличие технической оснащенности и др.) можете приступать к бронированию площадки.

Шаг 5: найдите команду и подрядчиков

Самостоятельная подготовка свадьбы может подразумевать помощь друзей и родственников, которые станут вашей надежной опорой. Но не стоит забывать про подрядчиков: декораторов, специалистов по техническому оснащению, ведущих, диджеев, фотографов и видеографов.

Обязательно посмотрите их работы, а затем устройте личные встречи с понравившимися кандидатами. Вам придется взаимодействовать с подрядчиками на протяжении всей подготовки к торжеству, поэтому важно обращать внимание как на профессиональные, так и на их личные качества, отмечает Дмитриева.

Искать декораторов, ведущих, фотографов и прочих специалистов можно как на свадебных порталах, так и с помощью соцсетей. Например, вбейте в Instagram (запрещен в РФ) «ведущий Самара» и изучите его подписки, отметки и комментарии. Скорее всего, там есть множество разных подрядчиков из Самары, с которыми он работает.

Если у пары есть четкое представление, кого они ищут и сколько готовы на это потратить, круг кандидатов начнет быстро сужаться. Также стоит заранее заложить 20-30%, если окажется, что ведущий или другой подрядчик сильно вам понравился, но он не вписывается в ваш бюджет.

Шаг 6: определитесь с едой и напитками

На многих свадебных площадках банкет идет под ключ. Если ваша свадьба будет в ресторане, там уже есть сформированные меню. Иногда площадки предлагают подогнать все блюда под концепцию мероприятия и приготовить что-нибудь особенное: азиатскую или кубинскую кухню, сделать фламбе и т. д.

Сейчас на многих площадках сразу идет своя кухня. Но, например, если у вас вечеринка в лофте, нужно будет заказывать сторонний кейтеринг.

一 Алина Проничева, руководитель свадебного агентства PRONCHIK EVENT

Эксперты рекомендуют обязательно проводить дегустацию основных блюд, закусок и торта. И только после этого можно приступать к утверждению меню и выбору дизайна вашего свадебного десерта.

Шаг 7: подготовьте свадебные образы

Можно купить готовые наряды или сшить на заказ (но в этом случае потребуется больше времени, учитывайте это при подготовке). Для того, чтобы в «день X» платье или костюм сидели на вас максимально удачно, лучше отдать их на подгонку перед торжеством.

Некоторые невесты после помолвки спешат сразу купить платье, но это не то, с чего действительно стоит начинать подготовку к свадьбе.

一 Екатерина Дмитриева, основатель свадебного агентства Duet Event

Шаг 8: не забудьте о деталях

Сложность организации свадьбы состоит в деталях, которые важно учесть (и речь не о бутоньерке). Необходимо проработать сценарий вашего торжества, найти место для хранения торта, подготовить вазы для цветов и множество других мелочей. Также молодоженам следует определить ключевые точки праздника (церемония, слова родителей, первый танец, вынос торта, салют и др.) и выделить человека, который будет их контролировать, чтобы избежать форс-мажоров.

Если вы самостоятельно готовите торжество, рекомендую взять хотя бы координатора. В день свадьбы он полностью разгрузит невесту.

一 Алина Проничева, руководитель свадебного агентства PRONCHIK EVENT

Если вы решили действовать полностью автономно, то стоит подготовить детальный тайминг праздника. Дмитриева рекомендует составить базовую таблицу со временем, действиями и комментариями.

Пример

18:45 — тост родителей невесты. Комментарий: официанты приостанавливают обслуживание, кухня не гремит тарелками, свет переводится на тостующих, на экране выводится фотография невесты с родителями.

Так у вас будет представление, на какие блоки делится вечер и что в эти моменты нужно не забыть учесть.

Виктория Обнорская