Фото предоставлено группой «Комната культуры»
Фото предоставлено группой «Комната культуры»
музыка

Музыкант Женя Трофимов: «Многие начинающие артисты хотят написать хит. Это большая ошибка»

Фронтмен группы «Комната культуры» рассказал, как он пришел от поп-музыки к року и стоит ли молодым музыкантам идти на ТВ

В начале года соцсети разорвал трек «Поезда» музыканта Жени Трофимова и группы «Комната культуры». На данный момент у песни почти 2 млн прослушиваний на YouTube, она вошла в многочисленные чарты на стримингах, а сам исполнитель стал одним из главных музыкальных открытий 2024-го. Мы поговорили с Трофимовым — об участии в «Новой Фабрике звезд», любви к Конору Макгрегору и том, почему Барнаул лучше Москвы.

— Жень, для тех, кто познакомился с твоим творчеством не так давно и не в курсе, чем ты вообще занимался, можешь как-то коротко рассказать про свою биографию?

— Ну, музыкой я занимался всю жизнь. Сначала окончил музыкальную школу по классу баяна. Пока еще там учился, заинтересовался гитарой и начал потихоньку юзать старый инструмент, который нашел в папином шифоньере. Дедушка увидел, что душа у меня больше лежит к гитаре, и мы поехали купили нормальную «классику».

В 13 лет я оказался на своем первом бардовском фестивале. Приехал туда с попсовой песней. Мне сказали: «Слушай, на гитаре ты играешь хорошо. И поешь хорошо. Но песни не те, надо бардовские». Тогда я познакомился с бардовской песней, которая сопровождает меня до сих пор. Начал слушать Высоцкого и остальных исполнителей и на их примере пробовать сам писать песни. И стало получаться.

Так как бардовские фестивали (даже детские — та же «Каркуша») обычно проходили в разных городах, с этого началось мое путешествие по России. Я взрослел, бардовские фестивали менялись уровнем. Потом «Студенческая весна» в университете началась. Я поступил на географический факультет АлтГУ. Так его, к сожалению, не окончил. Потому что стал много ездить, мало уделять времени учебе, стал ходить в походы.

Летом вместо сессии я уходил в какой-нибудь поход. Естественно, не закрывал сессию. В деканате мне давали два академотпуска. В какой-то момент предложили дать третий. Я говорю: нет, хватит бесплатное место держать за непонятным человеком, который как привидение появляется раз в год. Принял решение уйти и пошел дальше своей дорогой — музыкально-туристической.

— А как ты вообще к баяну пришел? У меня просто в детстве была смежная специализация — аккордеон. Но у меня отец это в шутку так аргументировал: «Если совсем не будет денег, сможешь хотя бы в переходе играть». А ты как этот инструмент выбрал?

— Я вообще пришел в музыкальную школу записываться на класс фортепиано. Потому что я уже тогда пытался петь, а в школе аккомпанирующий инструмент — это же фортепиано. И я подумал, что было бы прикольно, если бы я сам и пел, и играл.

Но в приемной комиссии в музыкальной школе мне попалась странная женщина, которая сказала: «У тебя слишком короткие пальцы для фортепиано, иди на баян». Папа тогда предложил пойти в другую музыкальную школу, но я отказался. Сказал, что теперь это принципиально — я останусь здесь и выучусь на баяне.

— Ох уж эти странные женщины в приемных комиссиях в музыкалках…

— Да! Более того, чтобы ты понимал. Баяны же бывают трехрядные и пятирядные. И вот я, несмотря на «короткие пальцы», с первого класса учился на пятирядном баяне. Даже преподаватель мой сказал: «Как-то странно». Но, видимо, когда я пришел, уже перенабрали этих пианистов, и нужно было как-то раскидывать народ. Скорее всего так. Другое дело, что да, аргумент для отказа не самый подходящий попался.

— А как на твои занятия музыкой реагировали сверстники? Наверняка в Барнауле в начале нулевых это было не самым социально одобряемым занятием…

— Ну да, так и есть. Я еще жил в не очень хорошем районе Барнаула (на тот момент так было — сейчас-то это уже вполне процветающий район) и у нас немножко другие отношения были и к музыкантам, и в принципе к творческим людям. Особенно среди сверстников в школе. Конечно, там и различные неприятные слова летели в мою сторону, и в целом к моему увлечению музыкой относились скептически. Хотя я параллельно занимался спортом: всю школу — спортивным ориентированием, еще ходил на баскетбол. Но в команде надо мной тоже немного подтрунивали: «Мы вот поехали тренироваться, а ты чего, в музыкалку свою пошел?». Так тоже было.

Фото предоставлено группой «Комната культуры»
Фото предоставлено группой «Комната культуры»

— Не было демотивации? Мол, пойду-ка я вместо этого всего… например, на бокс.

— Нет! У меня, к счастью, так, что я на любой хейт вообще никак не реагирую. Я придерживаюсь такого подхода, что есть у меня в голове цель, и я буду за ней идти. И неважно, что там люди скажут. Это же не их цель, а моя. Сейчас я, кстати, уже занимаюсь боксом и кикбоксингом…

— Это как так получилось? Просто для себя или какой-то незакрытый гештальт?

— На самом деле это вышло совершенно случайно. Я когда учился в университете, начал заниматься горными лыжами. Но это было только зимой, а летом заниматься было нечем. И я искал какой-то альтернативный вид спорта. И тут неожиданно познакомился в барбершопе с ребятами-спортсменами, потому что мой парикмахер начал ходить на бокс, а они к нему стали приходить стричься. И вот эти ребята меня пригласили в клуб — прийти посмотреть, может, понравится. И как-то я так зацепился, что уже лет пять хожу туда, занимаюсь. Неожиданное знакомство переросло вот в такое серьезное хобби.

— По жизни это хобби как-то помогает?

— Конечно! Помогает то, что я себя подтягиваю в физическом плане. У меня же сидячая работа, я постоянно кого-то записываю, что-то сам пишу. Даже вот сейчас, когда мы с тобой разговариваем, я здесь, на нашей студии «Марс» в Барнауле. Так что спорт как минимум помогает перебивать этот сидячий образ жизни.

— А за спортом каким-нибудь сам следишь? Тем же самым кикбоксингом или MMA?

—Да. В MMA слежу за нашей российской лигой RCC. За боксом, естественно, тоже. И за кикбоксингом, хотя это, конечно, не поп-спорт, там с трансляциями сложнее. Но когда они есть, мы даже собираемся и смотрим в клубе на большом экране. На Алтае в принципе кикбоксинг развит как спорт. У нас есть город Камень-на-Оби — там вообще такое ощущение, что одни кикбоксеры живут. Так что на соревнованиях мы стараемся следить за ребятами, болеем за них и переживаем.

— Не могу не задать вопрос как любителю кикбоксинга и MMA: Алекс Перейра или Исраэль Адесанья?

— Наш гитарист Рома [Рудыка], наверное, проголосовал бы за Адесанью. А я вообще фанат Конора Макгрегора — жду, когда он вернется в большой спорт. Мне он больше даже не как спортсмен, а как артист нравится. Вот недавно «Дом у дороги» с ним вышел, мне кажется, он там хорошо сыграл свою роль. Вообще увидеть в новом амплуа одного из своих самых любимых спортсменов — это круто.

Фото предоставлено группой «Комната культуры»
Фото предоставлено группой «Комната культуры»

— Тебе совсем недавно (7 апреля, если быть точным) исполнилось 29. Конечно, не так чтобы сильно близко, но все же не за горами тридцатилетие. Эмоционально это никак не давит?

— Да нет, не давит. У меня, наверное, такое мировоззрение, что я никогда об этом и не задумывался. Просто живу, живу и все. Кстати, я даже перепутал, когда выставлял пост в соцсетях, написал, что мне исполняется 28.

— Чек-листа, что к 30 должен что-то обязательно сделать, записать полноценный альбом, например, такого нет?

— Да нет, такого никогда не было. Песни вроде пишутся. Альбомы — не знаю… Пока неохота. Мы все пока синглами выпускаем.

— То есть какие-то лонгплеи пока не планируешь?

— Нет. Сейчас, к сожалению, народ сильно перенасыщен музыкой. Бывает даже так, что, например, ты выпускаешь EP, и некоторые песни, на которые ты ставишь, не срабатывают. Кто-то, конечно, делает так: выпускает синглы, потом собирает эти синглы в альбом, добавляет парочку каких-нибудь новых песен и ставит так. Но мне это пока не интересно. Через горький опыт и кучу обсуждений мы решили, что пока что лучше выпускать только синглы.

— Давай поговорим про «Фабрику». Тебя про нее миллион раз спрашивали, но я хотел бы обсудить вот что: Женя Трофимов из 2024-го с теми же вводными, что у него были в 2017-м, стал бы участвовать в этом конкурсе?

— Если бы у меня было такое же положение дел, как в 2017 году, то 100%, даже не задумываясь. На самом деле я тогда даже не осознавал, насколько это огромный для меня шаг.

— Что «Фабрика» качественно тебе дала?

— Первое — это куча знакомств. Ты варишься среди множества артистов. С кем-то ты знакомишься ближе, с кем-то дальше. Эти знакомства потом приносят тебе первую работу, первый заработок. А потом все это перерастает в постоянное и плодотворное сотрудничество.

Второе — это работа на камеры и с большой сценой, взаимодействие с режиссерами, постановщиками, гримерами. Даже сейчас, когда мы ездим на гастроли, это нередко помогает. Например, недавно, когда мы делали концерт в Барнауле в Театре драмы, у нас была целая постановка. И опыт «Фабрики звезд» давал понимание того, как это сценически должно выглядеть.

В общем и целом, это просто большой опыт. Даже если бы я там ничего не выиграл, сам факт того, что я там побывал, поварился в этой каше, это уже как прочитать большой учебник. Поэтому я бы посоветовал каждому начинающему артисту попробовать силы в любом телепроекте, вне зависимости от значимости или того, хейтят этот проект или нет.

— Даже сейчас, в условиях, когда есть стриминги и альтернативные способы продвижения?

— Да, потому что залететь в стриминги и снять клип — это одно, а побывать на телевизионном шоу — это другое. Кухни разные и делается на них все по-разному. Сейчас вот, например, идет «Новая Фабрика звезд» на ТНТ. Или вот взять «Голос» на Первом. Не факт, что участие в этих шоу принесет бешеную популярность. Потому что после того же «Голоса» артисты уже не выстреливают так, как, например, в свое время — Антон Беляев. Но круто, что у наших начинающих молодых исполнителей есть возможность сразу попасть на большую сцену и попробовать себя. Это бесценный опыт.

— Ты, кстати, следишь за «Новой Фабрикой»?

— Если честно, нет. Я посмотрел их первый концерт, 2-3 выпуска из «звездного дома». А потом уже не было то ли времени, то ли желания. У меня, наверное, просто уже немного изменилось мировоззрение. То есть я, конечно, пишу поп-музыку, но наблюдать за ней мне не очень интересно.

Фото предоставлено группой «Комната культуры»
Фото предоставлено группой «Комната культуры»

— Давай представим такую ситуацию: я прямо сейчас бросаю журналистику и начинаю карьеру музыканта. Что как (не очень уже) молодой артист я должен сделать в первую очередь?

— Пожалуй, первое, что я бы посоветовал — начать писать свой материал. Неважно, каким он будет получаться, главное — делать. Даже если ты себя еще не нашел. Выпустишь ты материал или он у тебя просто будет где-то лежать — это в любом случае рано или поздно тебе пригодится.

Многие артисты начинают с каверов. Например, Люся Чеботина или Mary Gu начинали с того, что перепевали какие-то известные песни. Но индустрия развернулась так, что сейчас в первую очередь спрашивают, есть ли у тебя свой материал. Поэтому нужно пробовать писать стихи, музыку, искать себя в чем-то. Может быть, найти для себя каких-то авторов, если у самого что-то не выходит — возможно, получится писать в команде.

— Так, допустим, я написал материал. Что мне делать с ним дальше?

— Ну, как, например, было в моем случае. Я постоянно что-то записывал, просто откладывая на облаке, и параллельно искал телепроекты (я и на «Голос» ездил — меня не взяли). И везде меня спрашивали: «А есть свой материал?». И когда я начинал петь свое, на прослушивании уже ко мне серьезнее начинали относиться. На «Фабрике» сработало также.

Когда у нас уже был отбор, Виктор Яковлевич [Дробыш] спросил: «А есть свои песни, что-нибудь пишешь?». Я сказал, что да, пишу, исполнил пару песен, и все. Думаю, это стало одной из главных причин, почему я прошел на телепроект. А уже на самой «Фабрике» я начал писать песни для других участников. И это тоже помогало зарекомендовать себя. Таким образом я и начал потихоньку в музыкальную индустрию врываться.

— Ты много экспериментировал. У тебя была группа «Север 17», ты выступал сонграйтером, в том числе для HammAli & Navai и Настасьи Самбурской. Эти эксперименты что-то тебе дали как музыканту?

— Конечно! Когда ты говоришь, что ты музыкант, это не должно значить, что ты поешь только свои песни. Ты можешь писать музыку, стихи для себя и других, можешь пробовать себя в разных жанрах, от попсы до фолка. Потому что когда ты способен и написать музыку для сериала, и сделать попсовый трек для HammAli & Navai, и записать шансон для Настасьи Самбурской, ты приходишь к тому, что ты можешь работать в любом жанре. И это дает тебе как доход, так и развитие.

— Можно ли сказать, что «Комната культуры» — это ключевой этап твоего музыкального развития? Этакий magnum opus, к которому ты пришел после всех своих экспериментов?

— Да, «Комната культуры» — это результат большой плодотворной работы нескольких лет. Даже больше. Потому что часть песен для «Комнаты культуры» я написал еще в 17-18 лет.

— Ого. Больше десяти лет прошло, получается.

— Да.

Фото предоставлено группой «Комната культуры»
Фото предоставлено группой «Комната культуры»

— А как бы ты себя сейчас охарактеризовал? Ты, скорее, сонграйтер, фронтмен группы «Комната культуры» или просто исполнитель Женя Трофимов?

— Я бы все это охарактеризовал одной фразой — «музыкант Женя Трофимов». У которого есть коллектив — группа «Комната культуры». И который также значится как исполнитель собственных песен и выступает автором для других артистов.

— При этом ты говоришь, что постоянно работаешь на студии, записываешь других исполнителей. Получается, это какой-то большой объем работы, от которого нельзя отказаться, чтобы полностью сосредоточиться на «Комнате культуры»?

— Да так и не получится. В конце концов, все участники «Комнаты культуры» — это взрослые ребята, у каждого из них есть какая-то сторонняя работа. Конечно, сейчас больше времени уделяется группе, потому что гастроли, концерты, записи песен — работа ведется плодотворная.

Но то, что я наработал в остальных сферах, тоже терять не хочется. Потому что и артисты, с которыми я работаю, хорошие, и сериалы, для которых я пишу музыку и песни, хорошие. Мне все это интересно, и я этим горю. Поэтому я не могу сказать: «Бросаю все, буду теперь заниматься только "Комнатой культуры"».

— Ты уже несколько раз упомянул музыку для сериалов. Что за сериалы, если не секрет?

— Про один точно могу сказать — это «Преступление и наказание» с Ваней Янковским, который должен выйти в этом году. Там я приложил руку к одному из саундтреков. Какому — пока разглашать не могу. Сейчас в разработке еще несколько сериалов, для которых мы тоже пишем музыку и песни. На нас в целом уже выходят режиссеры, предлагают интересные работы. Не только писать — хотят, например, некоторые песни «Комнаты культуры» взять в сериал. Но тут тоже, к сожалению, пока подробнее рассказать не могу.

— Что касается исполнителей, с кем из крупных артистов тебе бы хотелось поработать, записать совместный трек?

— Очень хотелось бы поработать с Сироткиным, группой Zoloto. Но это в таких полумечтах-полупланах. Сейчас мы думаем, как зайти к артистам, с какими предложениями. На самом деле я и загорелся тем, что как исполнитель хочу выступать со своей группой после того, как побывал на концерте Сироткина и Zoloto. Это было одним из серьезно повлиявших на меня факторов.

— А что именно стало поворотной точкой, когда ты принял решение создать «Комнату культуры»?

— У меня накопилось довольно много материала (кажется, 14 песен), которые я писал для себя. И с этим материалом я ездил на фестиваль «Ленинградские мосты». А концепция этого фестиваля такая — ты записываешь несколько треков с питерскими музыкантами и потом выпускаешь их в EP. У меня, например, есть такой мини-альбом «Чтобы она пела» — он как раз с «Ленинградских мостов». Кроме того, там три дня выступают различные группы. И на главной сцене там выступали как раз тогда и Zoloto, и Sirotkin. Так вот когда я записал EP с музыкантами, послушал другие выступления, я понял, что мне как исполнителю интереснее работать с живой музыкой.

Поэтому когда я вернулся из Санкт-Петербурга в сентябре 2022-го я понял, что хочу собрать свою группу. С ребятами я был давно знаком. Я просто им написал, сказал: «Давайте попробуем». И все согласились. Правда, мы собрались только через полгода после того, как я написал. Но после этого все пошло, машина поехала.

Фото предоставлено группой «Комната культуры»
Фото предоставлено группой «Комната культуры»

— Для группы, которая существует меньше двух лет, у вас случился огромный прогресс. «Комната культуры» обросла своей фанбазой, у вас есть даже чат в Telegram на почти 1,5 тыс. подписчиков, где постоянно какие-то обсуждения, разборы. Как удалось так быстро найти свою аудиторию?

— Я думаю, ни для кого не секрет, что до «Комнаты культуры» я как музыкант Женя Трофимов уже развивал свою аудиторию. Я сотрудничал с Lotus Music (тогда это еще была Zhara Music), Atlantic Records, которые, когда я выпускал песни, меня всегда поддерживали. И из тех людей, которые благодаря этой поддержке мной заинтересовались, формировалась фанбаза, росло количество подписчиков во «ВКонтакте», и в Instagram (принадлежит Meta, запрещенной в РФ).

И когда я объявил о том, что у меня появилась группа, достаточно большая часть этих людей перешла в число поклонников «Комнаты культуры». Потом мы выпустили первый EP — «Кассета с тремя сторонами». И тогда уже нас начали поддерживать стриминги. Первым, кто откликнулся, стала «Яндекс.Музыка», с которой мы до сих пор сотрудничаем — они очень сильно нас поддерживают. Нас поддержал Бахтияр и Lotus Music. И тогда уже мы поняли, что начинается серьезная работа.

— И все равно, достаточно быстро эта интернет-аудитория конвертировалась в людей, которые приходят на концерты.

— Да. Но мы просто изначально стали настраивать наших фанатов на то, что «ну вот сейчас, еще чуть-чуть, мы наберем достаточно материала и обязательно поедем с концертами». В какой-то момент у нас это так часто стало мелькать в публикациях, что люди сами начали просить концерты в их городах. А потом все — мы составили гастрольный график и поехали в тур.

— Твой трек «Поезда» разорвал соцсети (в особенности TikTok и Instagram), попал во многочисленные чарты. Как ты его написал?

— Вон там диван, видишь? (показывает на диван позади себя). Вот прямо на уголке этого дивана и были придуманы «Поезда». Вообще этот трек был написан вместе с песней «Ночь», которая вышла уже после. Просто нам нужно было для концертной программы еще 2-3 новых трека. Ребята тогда спросили: «Ну что, есть какие-нибудь песни?». И я такой: «Да-да, завтра будут». И поехал на студию писать песни. Показал потом ребятам, они сказали: «О, ну все, давайте делать».

Мы решили сначала выпустить «Поезда», потом «Ночь». Но мы вообще ничего не ждали от этих песен. Было как со всеми предыдущими треками: выпустили и пошли работать дальше. А потом уже где-то через месяц наш Instagram стал разрываться от уведомлений.

— То есть не было чуйки, что вот этот трек точно выстрелит?

— Знаешь, в чем тут проблема? Это, кстати, очень большая ошибка многих начинающих (да и не только начинающих) артистов. Они думают: «Все, эта песня — хит. Она принесет мне славу и деньги». Но не всегда так получается. И многие об это обжигаются и теряют себя в этом.

Мы же просто работаем над своей музыкой, выпускаем треки, чем чаще — тем лучше. И больше, наверное, задумываемся над тем, что «вот, время пришло, надо уже выпускать песню». Потому что народ чем-то нужно кормить. Они у нас, если можно так сказать, всегда голодные. Когда ты им постоянно подсовываешь новые треки, нет-нет, да что-то и выстрелит. У нас вот так залетели сначала «Самолеты», потом вот «Поезда». Сейчас еще летом «Корабли» выпустим…

— Я только буквально хотел пошутить про то, когда ждать следующий «транспортный» бэнгер. Потому что невольно напрашивается…

— Ну да, «Корабли» такая более лиричная…

— Стоп, так про «Корабли» — это не шутка?

— Нет, не шутка. У нас есть такая песня.

— То есть будут «Самолеты», «Поезда» и… «Корабли»?

— Да, так получилось. Мы не специально!

— Где-то еще наверняка должен быть припасен трек «Машины».

— Ха-ха, возможно!

— Жень, ты один из немногих артистов, который не особо горит желанием (во всяком случае сейчас) переезжать из родного города в Москву. Я знаю, что ты какое-то время жил в столице, но решил все-таки вернуться в Барнаул. Почему?

— Первое — Москва, к сожалению, это действительно, как все говорят, город одного дела. Я на себе это почувствовал. Потому что я жил в Красногорске, и от дома до офиса, который находился на станции метро «Белорусская», было тяжеловато добираться. Пока доедешь, убиваешь очень много времени. Здесь, по Барнаулу 15 минут — и ты в любой точке.

Второе — интернет позволяет работать с Москвой на расстоянии. Третье — я уже говорил, что лыжами занимаюсь, а у нас тут рядом очень популярный горнолыжный курорт Шерегеш. Зимой я там люблю кататься. А летом на Горный Алтай, ходим в походы. Там все, что тебе может быть нужно для спокойствия или, наоборот, мотивации.

Ну и почти все мои коллеги и друзья находятся здесь. Семья моя тоже. Мои родители — ребята уже взрослые, им тоже нужно время уделять. Для меня эти ценности важны и занимают немалую часть моей жизни.

— И напоследок. Какие твои три главные песни ты бы посоветовал нашим читателям и всем тем, кто хотел бы познакомиться с твоим творчеством?

— Вообще я бы посоветовал начать с песни «Номер» с альбома «Чтобы она пела» — это чтобы понять, наверное, нутро моего творчества и творчества группы «Комната культуры». Второй песней я бы посоветовал послушать «Я даже не знаю» с альбома «Кассеты с тремя сторонами», потому что там звучание «Комнаты культуры» как таковое, как мы звучим на самом деле. Ну и третья — это, конечно же, «Поезда». Чтобы послушать и записать под нее какое-нибудь трендовое видео.

Тимур Фехретдинов